|||Регистрация микрофинансовой организации (МФО)

Регистрация микрофинансовой организации (МФО)

Микрофинансовые организации — это юридические лица, предоставляющие займы в меньших объемах и на меньший срок в сравнении с банками и принимающие денежные средства от лиц, не являющихся учредителями, также на условиях займа.
Порядок регистрации МФО сложнее и продолжительнее обычной регистрации юридического лица, к будущим микрофинансовым организациям предъявляются повышенные требования, а дополнительным контрольно-надзорным органом выступает Банк России.

1.Проведение собрания учредителей МФО

На будущих учредителей возложена большая ответственность: они должны определить цели деятельности создаваемого юридического лица, найти доводы в пользу регистрации именно микрофинансовой организации, составить бизнес-план, назначить руководителей и официально оформить право на привлечение денежных средств. Рассмотрим ключевые вопросы повестки дня собрания по открытию МФО.


1.1. Какие возможности получения прибыли получит МФО?
С 29 марта 2016 года микрофинансовые организации были разделены на две категории — микрофинансовые компании и микрокредитные компании. Все они вправе выдавать микрозаймы неограниченному кругу лиц, при этом микрозаймы не являются таковыми в привычном значении, поскольку могут достигать 1 миллиона рублей (500 тысяч для МКК) для физических лиц и 3 миллионов рублей для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общий размер процентов за использование денежных средств ограничен трехкратным размером основного долга. То есть первым способом получения прибыли микрофинансовой организации будет выдача кредитов и взимание за это комиссии.
У микрофинансовых компаний есть и второй способ извлечения дохода — принятие денежных средств в работу от лиц, не выступающих в роли учредителей организации, в том числе от лиц физических и имеющих статус ИП. Вкладчикам выплачивается достаточно незначительный процент в сравнении с тем, который должен уплатить заемщик, а объем оборотных средств возрастает. Капитал микрокредитных компаний может формироваться только за счет вкладов учредителей.
Размер собственных средств микрофинансовой компании составляет не менее 70 миллионов рублей, для микрокредитной компании нижний предел величины уставного капитала определяется законодательством о форме юридического лица.


1.2. Какие трудности сопровождают деятельность МФО?
Обычное функционирование юридических лиц продолжается до тех пор, пока компания платежеспособна и не нарушает законодательство. Для некоторых видов деятельности требуется также получение лицензии. Открытие микрофинансовой организации сопровождается «третьим уровнем контроля» — за финансовыми показателями. К ним относятся:
нормативы достаточности собственных средств;
нормативы ликвидности;
максимальные размеры финансовых рисков.
Если показатели не в порядке, МФО может быть запрещено привлечение денежных средств от физических лиц, что неблагоприятно скажется на величине возможной прибыли.

Зарегистрированные микрофинансовые организации вправе выдавать потребительские займы в размере не более 10% величины уставного капитала. Для выдачи займа в большем размере необходимо решение общего собрания учредителей, созванное и проведенное по всем правилам. Это делает необходимым формирование достаточно большого объема денежных средств на расчетном счету МФО.

Микрофинансовая деятельность — сфера повышенного риска. Незначительность размера займов обусловливает сниженные требования к заемщику, а в результате невозвратность денежных средств и потребность в совершении дополнительных действий, направленных на возврат просроченной задолженности.

Дополнительной обязанностью микрофинансовых организаций после регистрации является сдача бухгалтерской отчетности и аудиторских заключений к отчетности в Банк России.


1.3. Как выбрать руководителя МФО?
Свобода создания юридических лиц и право выбора их руководителей, ошибки в использовании которых могут буквально дорого стоить, ограничены в ряде отраслей предпринимательской деятельности. Неразумное и недобросовестное управление микрофинансовой организацией, принимающей денежные средства от сторонних лиц, способно привести к банкротству и отсутствию возможности защитить и/или восстановить имущественные права граждан и компаний. Поэтому требования к руководству микрофинансовых организаций установлены на законодательном уровне и касаются не только исполнительных органов, но и самих учредителей.

Учредителем или директором МФО вправе быть лицо, имеющее диплом о высшем образовании любого уровня и руководящий опыт не менее 2 лет в финансовых или государственных организациях. Он не должен:

  • иметь в прошлом отстранения от руководства организациями, чьей сферой деятельности является денежный кругооборот сам по себе без обмена на иные материальные ценности;
  • иметь административных и уголовных наказаний с непогашенным сроком в сфере экономических и/или иных умышленных правонарушений, в том числе в области финансов, налогов, страхования и предпринимательства;
  • иметь неистекший запрет на занятие руководящих должностей;
  • в предшествующие 5 лет управлять компанией, доведенной до банкротства, в том числе привлекаться к субсидиарной ответственности и/или признаваться контролирующим банкрота лицом, а также признаваться банкротом как физическое лицо или индивидуальный предприниматель;
  • руководить организацией в течение года, предшествующего отзыву лицензии на проведение финансовых операций;
  • в предшествующие 3 года быть уволенным за причинение материального ущерба работодателю или иной связанный с денежными ценностями проступок, повлекший утрату доверия, в том числе по причине неустраненного конфликта интересов;
  • в предшествующие 5 лет признаваться виновным в подписании заведомо ложного аудиторского заключения;
  • иным образом быть причастным к недобросовестным финансовым действиям.

Руководитель МФО не вправе занимать аналогичную руководящую должность в других финансовых организациях.

Установлены ограничения для участников (учредителей) МФО, являющихся юридическими лицами. Ими не могут быть офшорные компании, компании с отозванными лицензиями на финансовую деятельность и их дочерние подразделения.

2. Регистрация МФО в ИФНС

Регистрация микрофинансовой организации в отличие от регистрации других юридических лиц проводится в два этапа. Первый этап — регистрация МФО в ИФНС с внесением в ЕГРЮЛ, второй этап — регистрация в Банке России с внесением в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Обращение в налоговую инспекцию осуществляется по будущему юридическому адресу компании. В Москве на 2018-й год регистрацией юридических лиц занимается только Межрайонная ИФНС России № 46 на Походном проезде, 3/2. Также подать документы возможно через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг и сайт ИФНС.

Какие документы потребуются для обращения в ИФНС?

  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании по форме № Р11001 (заполняются только страницы, касающиеся создаваемой компании, подавать пустые листы не нужно — придется изменять нумерацию страниц и переписывать первый лист после отказа в принятии).
  • Документы об учреждении юридического лица в форме хозяйственного общества или товарищества, фонда или автономной некоммерческой организации: протокол и решение собрания учредителей, устав.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины в размере 4000 рублей. Госпошлина должна быть оплачена не только на реквизиты органа обращения (это может быть также МФЦ, а не только ИФНС), но и именно за регистрацию юридического лица.

Если учредитель один, он подписывает форму № Р11001 в присутствии специалиста налоговой инспекции или многофункционального центра (при отправке документов почтой — в присутствии нотариуса). При неявке кого-либо из учредителей их представляет уполномоченное нотариальной доверенностью лицо.

3. Регистрация МФО Банком России

После включения в Единый государственный реестр юридических лиц и перед началом микрофинансовой деятельности необходимо обратиться в Банк России со следующими документами:

  • заявлением о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;
  • уставом и решением о создании микрофинансовой организации с указанием юридического адреса;
  • сведениями об учредителях, соответствующих требованиям, предъявляемым к участникам МФО, а также о размере и происхождении внесенных каждым учредителем денежных средств в уставной капитал;
  • документами об избрании и назначении директора, заместителей директора, совета директоров, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера и о замещении аналогичных должностей в филиалах МФО;
  • справками об отсутствии судимостей у учредителей и руководителей МФО и другими доказательствами соответствия требованиям Банка России;
  • платежным поручением об оплате государственной пошлины в размере 1500 рублей.

Поскольку деятельность микрофинансовой организации связана с внушительным оборотом денежных средств, МФО должна иметь локальный нормативный акт о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Этот документ также представляется в Банк России.
Документы рассматриваются в течение 30 дней, в срок 5 рабочих дней с момента принятия положительного решения заявителю выдается свидетельство о включении в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Банк России контролирует все аспекты деятельности микрофинансовой организации. Если после открытия МФО происходит перераспределение долей уставного капитала или голосующих акций и кто-то из участников получает право распоряжения 10% голосов и более, эта информация должна быть доведена до Банка России. Участники с судимостью за экономические и государственные преступления не могут иметь более 10% акций или долей уставного капитала, и не только напрямую, но и через третьих лиц.
Если в результате любого рода сделок учредитель микрофинансовой организации приобретет право на 10% доли в уставном капитале и более, для совершения сделки потребуется предварительное согласие Банка России. Для аналогичных сделок с акциями публичных обществ достаточно последующего одобрения.

После регистрации МФО вы должны уведомлять Банк о всех ключевых кадровых перестановках: о назначении на должность в течение 3 дней, об увольнении на следующий рабочий день. До получения одобрения Банка (на это дается 30 дней) руководящие сотрудники являются временно исполняющими обязанности. Банк России вправе не согласиться с назначением, что будет являться основанием для увольнения.
Также Банк необходимо уведомлять о смене юридического адреса или внесении изменений в учредительные документы в течение 30 календарных дней.

Зарегистрированная микрофинансовая организация обязана иметь сайт в сети Интернет и размещать на нем правила предоставления микрозаймов.
МФО вправе застраховать свою ответственность.

Основные нормативные документы:

  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Правовой центр «Аспект» оказывает услуги по регистрации юридических лиц с 2007-го года. Консультируем по выбору организационно-правовой формы, помогаем подготовить документы, обращаемся от вашего имени в регистрационные органы.


Регистрация микрофинансовой организации (МФО)

Задать свой вопрос